Кем быть

20.12.2019 0 Автор Марина Щебетунова

Екатерина Курчева, педагог дополнительного образования ДШИ №4, руководитель Детской киностудии «Печка» (г. Самара), опубликовала статью, посвященную детской мультипликации и детским мультипликационным студиям. Ассоциация детских студий мультипликации с разрешения автора публикует у себя полный текст.

 


 

Высшее образование начинается не с первого курса института, часто высшее образование начинается с детского кружка, студии. Сегодня эта простая истина забывается.

Детские танцевальные и вокальные коллективы, театральные кружки, математические и технические детские студии – вот где раскрывается талант ребенка и, возможно, определяется его будущее.

Детская мультипликация, детские мультипликационные студии – это начало высшего анимационного образования, это завязка для будущих профессионалов в анимационном пространстве. Очень жаль, что это упускается из внимания руководителями высших учебных заведений.

Но не всеми. Например, Иван Максимов, режиссер и педагог, говорил об этом на круглом столе «Современное образование для аниматоров: проблемы и пути их решения» в рамках VIII – Санкт-Петербургского Международного Культурного форума. Говорил о том, что детские студии «это элемент анимационного образования». К сожалению, форум состоялся без представителей департаментов культуры и образования, и уважаемые мэтры анимации поговорили между собой и детские анимационные студии снова остались без внимания высших инстанций.

За пределами столиц анимации не учат, но за пределами столиц – огромное количество детских анимационных студий, которые учат детей создавать мультфильмы.

На сегодняшний день очень трудно подсчитать сколько детских анимационных студий в России сейчас. С уверенностью можно сказать, что студия детской анимации существует почти в каждом городе и «огороде». Приведу один небольшой пример, в селе Большая Глушица, Самарская область, с численностью населения в 9 700 человек в декабре состоялся мастер-класс-семинар по детской мультипликации для воспитателей дошкольных учреждений. Этот факт говорит о многом. О том, что детская анимация распространяется очень быстро. Более того, теперь предлагается Департаментами образования и культуры вводить кружок по мультипликации в детских садах и как отдельное направление в программах общеобразовательных школ.

Надо заметить, что профессионализм детских анимационных студий растет с каждым годом. В последние 2-3 года педагоги вместе со своими подопечными сделали большой шаг вперед.

Но на ряду с профессиональными студиями сохраняются и появляются студии уровень фильмов в которых очень низкий: это студии первого-второго года существования, студии в небольших городах и селах, студии в дошкольных учреждениях, где педагоги вынуждены заниматься с детьми анимацией по разнарядке, зачастую это педагоги предпенсионного возраста, и они поставлены в условие «принудительно-добровольного» порядка. Например, работал всю жизнь воспитателем «горя не знал», а вдруг «раз!» и ты уже преподаватель по мультипликации. Удивительная ситуация. Особенно учитывая то, что обучение для педагогов эпизодично и если и появляется – то или не сформировано по программе, или носит очень поверхностный характер или преподается такими же «профессионалами», как сам воспитатель.

В целом получается, что учителя по анимации должны сами находить информацию и сами учиться.

Должна заметить, что занятия в детских анимационных студиях в современном мире важны, актуальны и могут стать не только развлечением, но и предпрофессиональной подготовкой: раскрытием у ребенка таланта режиссера анимационного кино, аниматора, сценариста, художника. Могут стать помощью ребенку в определении с профессией, подготовкой к поступлению в вуз, подготовкой к работе в киноиндустрии.

Детские студии анимации – это одно из решений нехватки кадров в анимационной индустрии. Помогая развиваться и существовать детским анимационным студиям – мы подготавливаем будущих студентов, которые, поступая в вуз, уже имеют базовые теоретические знания, имеют практический опыт – опыт создания фильмов, насмотренность и опыт участия в фестивалях, а значит опыт взаимодействия с коллегами. И главное, что педагоги вуза, получая такого ребенка, с опытом и желанием создавать кино, могут подготовить профессионала более высокого уровня, чем, если б в институт пришел ребенок без опыта создания фильмов, без четкого желания заниматься анимацией.

Детские студии имеют все оборудование для производства фильмов, имеют педагогов, которые выбрали, подчеркиваю, выбрали заниматься анимацией.

Главный ресурс детских анимационных студий – это педагоги, которые «горят» анимационным кино, зачастую самообучаются, повышают свою квалификацию, ездят по фестивалям, обмениваясь опытом. Именно к ним, к этому ресурсу, я хочу привлечь внимание анимационной общественности. Именно с ними нужно сотрудничать институтам, помогать и обучать их, создавая связь институт – студия мультипликации – школьник (будущий студент).

Более того, молодые педагоги, которые увлечены анимацией, сами могут стать студентами вузов, а затем и профессиональными кадрами в индустрии.

Открывать анимационные кафедры в региональных институтах на сегодняшний день не вижу смысла. Кто будет учиться, и главное – где будет работать выпускник регионального отделения? А вот помогать развиваться детским студиям, обучать педагогов анимации в регионах и привлекать студийцев к поступлению в столичные вузы – это возможно.

Например, это можно сделать через Ассоциацию детских анимационных студий, проводить «точечное» обучение по регионам, например, через «Союзмультфильм», проводить обучение и мастер-классы для педагогов, приглашать педагогов в столицы на прохождение курсов в Цех Анимации, ВГИКи т.п.

Создавать такие механизмы сотрудничества и финансирования, чтобы обеспечить взаимодействие педагогов детских анимационных студий и педагогов из профессиональных вузов и студий, но при этом не забывать, что уже сейчас уровень педагогов детской мультипликации в регионах очень хороший и, возможно, столичные преподаватели не готовы к этому, ожидая, что педагоги из глубинки рисованную анимацию от объемной отличить не смогут. Смогут. И даже больше.

И, возвращаясь к началу статьи, хочу повторить, что, разбираясь в проблемах анимационного образования, надо не упускать из виду проблемы и вопросы, связанные с детскими мультипликационными студиями: обучение педагогов (онлайн, обучающие курсы в столичных вузах), разработка программ для обучения и работы в студиях, мониторинг знаний педагогов, организация постоянного и тесного общения с ведущими мастерами анимационных студий.
Нужны мероприятия, которые помогут наладить хорошую связь между детскими анимационными студиями с одной стороны и высшими учебными заведениями и профессиональными студиями с другой

Да, существуют различные проекты: проект Федерального института развития образования – “Мульттерапия”, проекты “Союзмультфильма”, которые включают в себя онлайн и очные мастер-классы для детей и взрослых – вебинары, лекции, практические занятия. Это хорошо и интересно. Но все это носит достаточно поверхностный характер – пришел, послушал, а до выполнения на деле многое не доходит.

На мой взгляд, ресурсы – как финансовые так и человеческие – надо направлять на развитие мультипликационных школ на местах, на обучение педагогов и укомплектования студий оборудованием, на создание сильных региональных мультшкол и мультстудий.

©Екатерина Куричева